СТАРОРУССКИЕ СОЛНЕЧНЫЕ БОГИ И БОГИНИ
У всехъ языческихъ народовъ: древнихъ и новыхъ, стараго и новаго света, солнце несомненно было самымъ уважаемымъ и любимымъ божествомъ. Съ боже-ствомъ солнца язычникъ соединялъ самыя лучшія воспоминанія своего отдаленнаго прошлаго; къ солнцу же онъ обращался съ мольбою въ своихъ нуждахъ.
Русское язычество не представляетъ исключенія изъ общаго правила: солнечные боги были самыми общеизвестными и любимыми на Руси.
Повидимому впрочемъ главнымъ богомъ у русскихъ язычниковъ былъ громовникъ Перунъ. Прокопій Кесарійскій, писатель VI века, говоритъ о религіи древ» нихъ славянъ:, „Они (Славяне и Анты) признаютъ единаго бога, творца молніи и грома (разумеется Перуна) единымъ господомъ вселенной, и приносятъ ему въ жертву быковъ и иныхъ священныхъ животныхъ". Трудно перетолковать это свидетельство, хотя вообще признано, что оно относится собственно только къ юго-западньщзь славянамъ. Темъ не менее, судя по нашей летописи, Прокопіево свидетельство вполне прилолшмо къ эпохе княжеской Руси отъ Олега вещаго до Владиміра язычника. Мы видимъ, какъ мужи Олега, по настоянію византійскихъ императоровъ Леона и Александра, клянутся оружіемъ своимъ и богами: Перуномъ и Волосомъ. Говоря о ревностномъ служеніи Владиміра языческимъ богамъ, летописецъ замечаетъ: „И нача княжити Володимеръ въ Киеве единъ, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна. а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь" (Лав-рент, л. подъ 980 г.). При чтеніи этихъ словъ летописи невольно бросается въ глаза то самое обстоятельство, что летописедъ сравнительно очень много говоритъ о Перуне, описываетъ мелкія подробности его идола,— между темъ тотъ-же самый летописедъ, когда дело идетъ о другихъ богахъ, едва удостоиваетъ ихъ той небольшой доли вниманія, чтобы передать хотя-бы ихъ имена, на первый разъ вообще довольно стран-ныя и, за исключёніемъ одного только Дажьбога, вообще непонятныя для современнаго русскаго человека.
Автор книги Михаил Евгеньевич Соколов — фольклорист, автор пособий по философии, воспитанник Казанской духовной академии. Вниманию читателей предлагается книга отечественного фольклориста М.Е.Соколова, в которой автор излагает систему солнечной мифологии. Исследуя древнерусских солнечных богов и богинь, он приходит к выводам, что солнечный культ имеет более древнее происхождение, чем культ грома и молнии. Степень сходства религиозных верований великорусов, малорусов, червонорусов и белорусов является показателем степени родства самих русских племен, что говорит о том, что русская мифология вообще однообразна и ее можно свести к немногим положениям.
Книга рекомендуется этнографам, историкам, культурологам, всем заинтересованным читателям.
Содержание книги:
1. Древне-русский солнечный культ. Историческое обозрение.
2. Солнце.
3. Хорс и Хрос.
4. Ярило и Яровица. Коструб=Кострубенько и Кострома. Страница из славяно-русской мифологии и этологии.
5. Чурила и Чурилья. Журило и Дженджриха.
6. Лад=Ладо и Лада. Лель и Ляля.
7. Солнечные праздники.
8. Заключение.